При перевозке ульев на большие расстояния удобнее всего использовать специально оборудованный прицеп для пчел. Насекомые во время перемещения сильно беспокоятся, а сама операция требует соблюдения ряда правил, поэтому у многих пчеловодов это вызывает множество вопросов. Однако, это довольно простая работа, если правильно подготовить ульи и транспорт.
Подготовка транспорта и планирование перевозки
Перемещение ульев включает четыре основных шага:
- Запечатывание пчел внутри улья на старом месте. Это подразумевает относительную герметизацию улья при сохранении вентиляции. Нужно сделать это вечером или рано утром.
- Защита компонентов улья от поломок во время движения. Тряска раздражает пчел и если они смогут покинуть улей во время переезда, то переходят в оборонительную позицию. Для фиксации используются скобы, ремни, лямки.
- Переноска, погрузка и транспортировка. Ульи тяжелые, неудобные для переноски и полны растревоженных пчел, поэтому обязательно использование спецодежды. Для быстрой и осторожной погрузки оптимально использование погрузчиков – это могут быть как обычные автокары, так и специальные приспособления на прицепах для пчел.
- Разгрузка и открытие улья на новом месте.
При перемещении пчел в отдаленные районы важно проверить место и дорогу к нему примерно за неделю до планируемого переезда. Это дает возможность оценить условия дорог, очистить участок, выяснить наличие ворот и различных препятствий. Во время такой разведки можно распланировать время в дороге и выбрать места остановок для отдыха так, чтобы минимально беспокоить насекомых.
Для предотвращения незапланированных остановок необходимо в транспорте и прицепе для перевозки ульев предусмотреть место для следующих предметов:
- веревки или ремни для закрепления ульев, в том числе запасные;
- резервуар для воды — для мытья рук и заполнения опрыскивателя;
- огнетушитель;
- грабли и лопаты, чтобы очистить мусор или выбраться из ямы;
- средства индивидуальной защиты;
- два пустых, но полностью оборудованных улья;
- оборудование, необходимое для погрузки и разгрузки ульев.
Транспорт и прицеп для пчел необходимо полностью проверить на наличие запасных частей и провести техосмотр, так как долгая задержка в дороге в итоге может привести к гибели пчел. Также важно рассчитать нагрузку и габариты прицепа с учетом требований дороги. Прицеп с ульями, даже если он самодельный, в большинстве случаев относится к сельскохозяйственному оборудованию, требует регистрации и получения соответствующих документов.
Факторы риска и возможные непредвиденные ситуации:
- травмы, вызванные погрузкой-разгрузкой ульев;
- механические повреждения ульев или оборудования;
- лишний шум и свет на трассах или в местах остановок, что вызывает беспокойство пчел;
- опасность для случайных людей, например, если пчелы загружены в открытый прицеп и по каким-то причинам растревожены во время стоянки или заправки, то растревоженный пчелиный рой может напасть на прохожих.
Лучшее время для переезда колонии пчел — при температуре не ниже 10 ºC, при более холодной температуре пчелы объединяются в рой и любые удары или сотрясения могут вызвать отделение его части. Пчелы не всегда могут вернуться и погибают. Насекомых перевозят до вылета, оптимально — в вечернее время или рано утром. Прохладные, дождливые дни также подходят для коротких поездок. В ночное время на дороге не всегда можно вовремя увидеть ухабы и кочки, поэтому рекомендуется передвигаться по хорошим трассам либо тщательно разведать путь.
Виды прицепов
Существует множество вариаций прицепов для перевозки ульев – от простых платформ на колесах до трейлеров с бытовыми помещениями для пчеловода. Самыми популярными являются следующие:
- Легковой пчелоприцеп. Это одно- или двухосный прицеп с бортами, стойками и местами для крепления ульев, вмещающее до 50 семей. Такой прицеп для перевозки считается самым удобным среди простых конструкций, так как подходит к любому виду транспорта и позволяет избежать сильной тряски ввиду своей легкости. При необходимости его можно трансформировать в крытый павильон или двухъярусный пчелоприцеп.
- Прицеп-платформа. Представляет собой облегченную конструкцию из открытой платформы со стойками для крепления ульев в несколько рядов и одноосного легкового прицепа без бортов. Главное достоинство прицепа – высокая мобильность и малый вес. В некоторых из них предусмотрена раздвижная площадка и стойки для фиксации ее на земле. Таким образом, ульи после переезда остаются стоять на платформе и без особых усилий могут быть перевезены в другое место.
- Павильон. Простой крытый павильон можно получить, если на легковой пчелоприцеп с помощью стоек поставить крышу. Существуют сложные конструкции со специальными отсеками для ульев или выдвижными кассетами для отдельных рамок. Такой прицеп для перевозки пчел используют по большей части опытные пчеловоды-профессионалы.
- Модульная конструкция. Использование мобильных площадок, где жестко закреплено некоторое количество ульев, позволяет с помощью подъемных приспособлений или домкратов переносить с прицепа или на него все семьи сразу, а не по отдельности.
Самостоятельное изготовление прицепа
Готовые промышленно изготовленные пчелоприцепы зачастую представляют собой сложные конструкции и оснащены многими специальными приспособлениями – погрузчиками, лифтами, устройствами для откачки меда и тому подобными. Их главный недостаток – цена, поэтому многие пчеловоды конструируют и собирают такие прицепы своими руками.
Основа для прицепа может быть любой – одно- и двухосной, от трактора или легковой машины, это может быть также самодельная конструкция с заводской ходовой частью. Главные требования к конструкции:
- предусматривается прочное закрепление рамок и защита от раскачивания;
- расстояние между ульями – не менее 10 см для вентиляции и доступа воздуха;
- рамки должны располагаться параллельно переднему борту;
- все дополнительные элементы конструкции (лесенки, откидные борта, отсеки для инструментов) необходимо предусмотреть заранее.
При наличии обычного легкового автоприцепа с бортами можно относительно легко и недорого сделать транспорт для перевозки пчел:
- Подготовка основы прицепа. Необходимо предварительно измерить размеры ульев и платформы, чтобы оптимально использовать пространство. Площадку можно удлинить или надстроить, чтобы вместить нужное количество ульев, но при этом для перемещения по трассам необходимо соблюсти требования к габаритам, весу и прочим техническим особенностям, а также оформлению транспорта. Прицепу нужно обеспечить максимально плавный ход, отрегулировав рессоры и уменьшив его вес.
- Каркас или поддоны для ульев. Из фанеры и деревянных брусковисходя из размеров ульев нужно сделать секционные рамы. Для некоторых пчеловодов оптимальным вариантом в отношении погрузки и разгрузки будут контейнерные рамы на 4–6 ульев. Летки в них будут направлены в разные стороны.
- Скрепление ульев. Для фиксации ульев и их частей используются ленточные (стальная лента с запорным устройством), ременные (прорезиненая ткань с крючком) и ульевые (соединяют части улья) скрепы. За неимением специальных скрепов используются деревянные рейки.
При наличии прицепа в виде будки можно собрать свой павильон – передвижную пасеку без необходимости разгрузки ульев.
- Сделать каркас для размещения ульев. Оптимальной будет конструкция из двух рядов ульев в два яруса с проходом посередине. Для его изготовления используются деревянные бруски, стальные уголки, фанера.
- Сделать отверстия в бортах прицепа, чтобы они соответствовали местам расположения леток.
- Тщательно закрепить улья так, чтобы избежать падения или лишних вибраций при движении.
Не существует идеальной конструкции прицепа для перевозки пчел. В зависимости от транспорта, дорожных условий, требований пчеловода и прочих факторов удобными могут считаться как простые открытые платформы, так и специально оборудованные кассетные павильоны. Цена на готовые пчелоприцепы может достигать сотен тысяч рублей, и многие пчеловоды предпочитают делать их своими руками, используя в качестве основы тракторные телеги, легковые прицепы и даже самодельные конструкции. Многие из них по своим характеристикам и требованиям безопасности ни в чем не уступают промышленным образцам.